Сравнительный анализ ламп ДНАТ и LED

Автор: Peychev Viktor   

Все данные взяты в виде максимальных значений, заявленных производителем.

 

Название Лм/Вт Цветовая температура Срок службы
Натриевые разрядные лампы высокого давления (ДНат) 100-150 Узкополосное излучение в желтой области спектра (2000K) 20000
Светодиоды 70-100 2800-10000 50000-100000



   С чем я не согласен, так это со сроком службы светодиода. Как можно определить срок службы если нет установленных параметров для того, что бы считать светодиод вышедшим из строя ? И тем не менее приступим.

  По сравнению с другими электрическими источниками света (преобразователями электроэнергии в электромагнитное излучение видимого диапазона), светодиодные лампы имеют следующие отличия:

  • Современные светодиоды уступают по параметру светоотдачи натриевым газоразрядным лампам. ( Плохо)
  • Высокая механическая прочность, вибростойкость (отсутствие нити накаливания и иных чувствительных составляющих). ( Для нас - так себе)
  • Длительный срок службы.( Но и он не бесконечен — при длительной работе и/или плохом охлаждении происходит «отравление» кристалла и постепенное падение яркости.)
  • Малая инерционность.( Для нас ни хорошо ни плохо)
  • Малый угол излучения. (Это может быть как достоинством, так и недостатком.)
  • Высокая стоимость при использовании в освещении. ( Это плохо)
  • Нечувствительность к низким и очень низким температурам. Однако, высокие температуры противопоказаны светодиоду, как и любым полупроводникам. При повышении температуры светоотдача падает довольно быстро ( Это тоже плохо)
  • Отсутствие ядовитых составляющих (ртуть и др.), в отличие от люминесцентных ламп.

 

   Ко всему сказанному добавлю сложный электронный блок питания (для длительной работы без дрейфа главной спектральной составляющей и медленной деградацией составляющих ,стабильность тока +- 5ма ). Слукавлю если умолчу еще несколько пунктов:

  • низкое питающее напряжение (гарантирует высокий уровень безопасности)(хорошо)
  • отсутствие стеклянной колбы (определяет очень высокую механическую прочность и надежность);
  • отсутствие высоких пусковых напряжений при включении;( хорошо)

 


ДНАТ
1. Светоотдача выше чем у светодиодов. ( Хорошо)
2. Требуется время на разогрев и охлаждение перед пуском. ( Ни хорошо, ни плохо)
3. Требуется высокое напряжение для запуска и работы ( Плохо)
4. Довольно дешевые (Значительно дешевле LED здорово )
5. После 10000 часов работы снижение светоотдачи менее 5% ( Здорово)
6. Длительный срок работы ( 20000 часов до потери светоотдачи менее 10%)
7. Возможность корректирования спектра при производстве ( Здорово)
8. Невозможность регулировки яркости в процессе эксплуатации ( Плохо)
9. Температурный диапазон работы значительно шире, чем у LED ( Хорошо)
10. Материал колбы теряет свою прозрачность значительно медленней , чем оптическая система LED. (Хорошо)
11. Наличие ламп большой мощности и небольших габаритов ( 600 Вт LED это крупная конструкция) (Хорошо, упрощает крепление светильника в объеме теплицы)
12. Наличие встроенной системы формирования направленного излучения ( Например Рефлакс Хорошо)
Вот и перечислил все значимые с моей точки зрения пункты. Повторюсь сравниваем лампы находящиеся в производстве в настоящее время, не импульсные, с излучением в Фито диапазоне.
Исходя из приведенных выше данных в настоящее время при использовании досвечивания дополнительно к солнечному освещению альтернативы ДНАТ в настоящее время нет. О перспективах полупроводниковых технологий нам скажет будущее, как говорится доживем увидим.


Комментарии  
  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Dad » 01.07.2012 19:20

По моим данным соотношение потребляемой мощности ДНАт и светодиодов при одинаковом световом потоке 1:2, т.е. светодиоды в два раза эффективнее. Что касается параметров светодиодов - 100,000 часов наработки при 15% падения светового потока. Данные от призводителя. Учитывая, что существующая на данный момент линзовая оптика позволяет фокусировать до 90% света эффективность применения возрастает примерно в три раза. Т.е. светодиод мощностью 3 Вт создает освещенность 2500 люкс на площади 30 кв.см с расстояния 1м. Итого мы имеем практически 6-кратный перевес по соотношению мощность-световой поток в сторону светодиодов. Все данные проверял с люксметром экспериментальн о.
+3 +−

Dad

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Незнайка » 25.11.2012 18:15

А может кто-либо из уважаемых комментаторов и практиков поделиться опытом практического применения светодиодов (LED) для гидропоники?

Кто-то уже заменил ДНАТ на LED и может дать дельные советы по миксу (синий, белый красный) диодов?

Информация к размышлению:
ццц.pcp.oxfordjournals.org/content/50/4/684.full
ццц.controlledenvir onments.org/Light1994Conf/1_4_Prikupets/Prikupets%20text.htm
(ц заменить на w)

Заранее благодарю за ответы
0 +−

Незнайка

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Gromozzek@yandex.ru » 02.05.2015 09:07

Ладно срок службй диодов, а срок службы кондёров и прочей электроники в контроллерах
0 +−

Gromozzek@yandex.ru

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Истина » 01.10.2015 16:23

Начну с главного! Спасибо автору за честные слова о днат! Именно количестве лм/вт так как все описания в интернете и сравнения делаются с днат 90лм/вт и являются изначально ложными доказательствам и превосходство LED. Берут самую дешевую лампу днат и сравнивают с LED! Не удивительно что таки сравнения, запутывают людей. Навязывая тут же свои гениальные разработки в LED лампах и не важно что у них у все китайские диоды которые выдают по 120 лм/вт как утверждает производитель. А британские светодиоды которые которые являются эталоном для испытаний даже у американцев имеют 100 лм/вт и обладают более широкой палитрой цветов. Создания LED лампы 600 ват имеет большие размеры, с применением вентилятор для охлаждения этой лампы ее размеры уменьшаются но все равно остаются достаточно внушительными. При отказе системы охлаждения такая лампа перегреется и потеряет свою цветовую палитру и о каком долгом сроке службы идет речь.
+1 +−

Истина

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Истина » 01.10.2015 17:13

В замкнутых пространствах как для LED так и для днат встает вопрос отведения тепла так как если этого не сделать LED начнет перегреваться, а днат просто нагреет пространство. Почему все забывают, что днат имеет рассеянный свет который можно фокусировать отражателями, а LED направленный и применение линз делает его лучше но понижает световой поток. Почему говорят, что нужно всего два спектра, а на деле! с днат и добавлением синего растет лучше! Если днат не имеет синий спектр не значит что он хуже, просто под ним все вытягивается так как зеленый, красный и оранжевый цвет излучает. Почему все врут? Ответ один не обманешь не заработаешь. Я не говорю, что LED это плохо но нормальная лампа с полным спектром стоит от 1500$
+1 +−

Истина

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Истина » 01.10.2015 17:21

Ну и в конце скажу маленькую подсказку: холодно белый излучает синий, зеленый и немного красного ну а красный это красный (это не является эталоном, в спектральном смысле! Но бюджетно работает, соотношение сказать не могу так как каждый должен достичь просветления сам!!! Только так это может иметь ценность индивидуума, а не стада). И у китайцев красный это 620-630 nm. Еще раз СПАСИБО АВТОРУ ЗА ПРАВДИВУЮ ИНФУ.
+1 +−

Истина

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# ДНаТ » 08.11.2015 01:37

Так же могу добавить:
как вы знаете свет - это волновая функция, и при прохождении препятствий сила этой волны падает (можно сравнить с волной моря или океана на берегу). Как показала практика у ДНаТ сила волны в разы больше, нежели у LED, поэтому свет от ДНаТ проникает на много глубже в заросли и отдалённые тёмные углы, а именно получается, что лист подсвечивается с обратной стороны больше и растение может быть гуще. ИМХО ДНаТ - это сила, ну а для LED нужно дополнительные подсвечивающие лампы, в связи с чем возрастает расход на лампы.
−2 +−

ДНаТ

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Василь » 10.04.2016 16:37

А как насчет количества света "полезного" спектра у днат? Чисто гипотетически, так как пока не нашел точных таблиц, если днат дает 100 люмин на ватт, но "полезного" света только треть, хотя на самом деле скорее в разы меньше, то светодиоды "полезного" спектра при своих 60 люмин на ватт с легкостью обходят днат по эффективности.
0 +−

Василь

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Александр1985 » 18.07.2016 14:51

Привет всем впаривателям светодиодов! Конечно, LED уже превзошли люминисцентные и ДРЛ лампы, в настоящее время сравнялись с металгалогеном (ДРИ), но до ДНаТ ещё не дотягивают!!! (LED 90-100 Лм/вт против 130-180 Лм/вт у качественного ДНаТа) А светодиоды полного "солнечного" спектра (аналог ДРИ, ДКсТ , ДРШ) МАССОВО НЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ!!! !!!! Так как ОЧЕНЬ ЭТО ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ!!! !!!! Так что светодиоды это конечно хорошо, но промышленное производство с вменяемыми ценами начнётся не раньше 2020. Кстати, а почему никто не говорит о том, что кристаллы LED это обычно InP (фосфид индия), GaAs (арсенид галлия). Как думаете, можно "кушать" такие кристаллики без последствий?!
−2 +−

Александр1985

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# ufo999 » 12.12.2016 01:26

А кто же вас заставляет глотать лампочки то?))) В любом устройстве собрана вся таблица Менделеева. Попробуйте разжевать обычный смартфон... Просто для газоразрядки достаточно разбить колбу и ртуть или натрий попадают прямо вам в воздух. А ледики хоть молотком колбась - воздух не испортишь... Никуда эти фосфиды и арсениды не попадут.
А нащёт цен - падают они гораздо быстрее ваших планов, уже энергосберегайк и сошли на нет.
0 +−

ufo999

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Stas » 12.12.2016 02:03

На счёт цен категорически не согласен. Лампа накаливания 100 Вт - 10 руб, сберегайка 100 Вт (врут конечно, но пусть так) - около 1500 р, т.е. 1 к 150 . Вот такой расклад. О ледах и говорить нечего...
0 +−

Stas

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Титан » 06.05.2017 14:36

С ценовой политикой производства LED фитоспектра,как элитной ,и сверхнизкой эффективностью разработок его удешевления , ДНАТ будет актуальным ещё лет 50. Безальтернативн о.
+1 +−

Титан

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# Дремучий » 30.10.2017 16:34

Цитирую Stas:
На счёт цен категорически не согласен. Лампа накаливания 100 Вт - 10 руб, сберегайка 100 Вт (врут конечно, но пусть так) - около 1500 р, т.е. 1 к 150 . Вот такой расклад. О ледах и говорить нечего...


А вы реально считаете что 1 Вт лампы накаливания равен 1Вт энергосберегайк и? :-x
0 +−

Дремучий

  •  
  •  
  • Ответить
  • Ответить с цитатой
  • Цитировать

# дед3 » 30.10.2017 17:17

Я "реально считаю", что с ДНАТОМ никто не конкурирует и близко. И все эти "сравнения" для маркетологов ледов , плазмы и т.д.
0 +−

дед3

Уважаемые спамеры, никакие HTML теги и прочие не поддерживаются. Добропорядочных граждан это правило не касается.
Комментарии
Защитный код
Обновить


Свежие новости:
В старых статьях: